Этот пост – продолжение рассказа о «тройках». В нем мы рассмотрим продолжение линейки Pz III и машин на его базе.
Уже первый опыт более-менее массированного применения Pz III во Франции заставил конструкторов в серьез задуматься над усилением вооружения «тройки» – дело в том, что 37 мм пушка ничего не могла сделать с толстобронными французскими и английскими танками B-1bis и «Матильда». Поэтому по итогам компании во Франции танки получили короткоствольную 50 мм пушку, с «прицелом» на более мощное орудие. Так родилась модификация Ausf G, до уровня которой были улучшены серии Ausf E и F.
Однако немецкое командование ожидало более массовое появление толстобронных английских танков в Африке и в преддверии операции «Морской Лев», а впереди «тройки» ждал Восточный фронт.
Возвращаясь немного назад, должен сказать, что доклад об исследовании захваченного англичанами в 1942 году Pz III Ausf F был направлен в США, где было принято решение использовать копию немецкой торсионной подвески в будущих американских танках (например, САУ M18, M24 Chaffee, M26 Pershing и т.д.). Так же немецкий вариант торсионной подвески оказал сильное влияние на конструкцию советских перспективных танков Т-50 и КВ.
На фото – модель Pz III Ausf F
Однако немецкое командование ожидало более массовое появление толстобронных английских танков в Африке и в преддверии операции «Морской Лев», а впереди «тройки» ждал Восточный фронт.
Возвращаясь немного назад, должен сказать, что доклад об исследовании захваченного англичанами в 1942 году Pz III Ausf F был направлен в США, где было принято решение использовать копию немецкой торсионной подвески в будущих американских танках (например, САУ M18, M24 Chaffee, M26 Pershing и т.д.). Так же немецкий вариант торсионной подвески оказал сильное влияние на конструкцию советских перспективных танков Т-50 и КВ.
На фото – модель Pz III Ausf F
Собственно модификации Ausf G и H мало отличались между собой – была слегка изменена маска орудия (она стала толще), усилена лобовая броня, уширена до 400 мм гусеница да изменена командирская башенка и изменилась коробка передач. Выпуск этих танков продолжался недолго – с октября 1940 по апрель 1941. После чего был начат выпуск другой модификации – Ausf J.
В 1940 – 1941 годах немцы предприняли первую попытку создать танк, который бы заменил Pz III и Pz IV. Был создан ряд прототипов с новой ходовой частью, состоявший из больших катков, расположенных в шахматном порядке и подвески фирмы Famo – Pz III Ausf G/H MIT Schachtellaufwerk. Испытания начались в 1940 году, но дальнейшее развитие этой идеи было приостановлено.
На фото – Pz III Ausf Н, вероятно Восточный фронт
В 1940 – 1941 годах немцы предприняли первую попытку создать танк, который бы заменил Pz III и Pz IV. Был создан ряд прототипов с новой ходовой частью, состоявший из больших катков, расположенных в шахматном порядке и подвески фирмы Famo – Pz III Ausf G/H MIT Schachtellaufwerk. Испытания начались в 1940 году, но дальнейшее развитие этой идеи было приостановлено.
На фото – Pz III Ausf Н, вероятно Восточный фронт
Ausf J начал выпускаться с марта 1941. Первые машины вооружались пушкой KwK 38 с длиной ствола в 42 калибра, но вскоре выяснилось, что этого недостаточно. Первые же сражения на Восточном фронте показали, что такая пушка откровенно слаба. Дело в том, что с Т-26 и БТ «тройка» справлялась без особых проблем, но с Т-34 и КВ картина резко менялась. Самый массовый на тот момент танк панцерваффе мог пробить бортовую броню танков противника с расстояния не более 300 м!
На фото – Pz III Ausf J с короткоствольной пушкой.
На фото – Pz III Ausf J с короткоствольной пушкой.
Впрочем, к чести немцев следует отметить, что выводы они сделали быстро. Уже к концу 41 года «тройки» получили KwK 39 с длиной ствола в 60 калибров и новый снаряд, благодаря чему дистанция боя с советскими танками увеличилась до 500 м. Так же на модификации J была усилена бронезащита, однако для танка-истребителя этого было уже недостаточно.
На фото – Pz III Ausf J с длинноствольной пушкой.
На фото – Pz III Ausf J с длинноствольной пушкой.
Боевой опыт заставил немцев еще больше усилить броню лба корпуса и башни танка на 20 мм, а так же попытаться втиснуть на «тройку» башню от Pz IV с длинноствольной 75 мм пушкой, но башня не стала. Так родилась модификация L. Длинноствольная пушка и более толстая броня позволила Pz III более-менее на равных бороться с Т-34 и М3 «Ли/Грант», но это был уже предел пушки. Дело в том, что танковая пушка могла пробивать броню «толстолобиков» антигитлеровской коалиции только подкалиберным снарядом с вольфрамовым сердечником, а вольфрам был очень дефицитным сырьем в Рейхе. Попытки втиснуть в башню Pz III длинноствольную 75 мм пушку успеха не имела, поэтому танк вышел из разряда перспективных. Так же один танк версии L испытывался с безоткатным орудием KwK 0725, а еще один танк был перевооружен противотанковой пушкой Pak 39.
На фото – Pz III Ausf L на принцепе.
На фото – Pz III Ausf L на принцепе.
Последней «тройкой» с 50 мм пушкой стал Pz III Ausf М. Самым заметным отличием от предыдущей модификации стала штатная установка экранов на танки. Кроме этого, танки этой модификации получили возможность форсировать реки глубиной до 1,3 м (до этого было только 0,8 м). Впрочем машина выпускалась недолго, часть танков была переделана в огнеметные, а задел шасси переделали в модификацию N.
На фото – Pz III Ausf М
На фото – Pz III Ausf М
Последней модификацией танка Pz III стала модификация N. Эта машина вооружалась короткоствольной 75 мм пушкой KwK 37 L/24, которой вооружались танки Pz IV версий A-F1. От Pz IV же позаимствовали и командирскую башенку. Этот танк чаще всего использовался в «тигриных» батальонах – они, по меткому выражению американских танкистов, «нарезали мясо для голодного зверя» – брали на себя цели, на которые тратить 88 мм снаряды было бессмысленно. Кроме этого, Pz III Ausf N использовались в качестве штурмовых танков и танков непосредственной поддержки пехоты. Для этого машины были добронированы. Впрочем, выпуск танков продолжался недолго – уже в 1943 году производство «троек» было прекращено. Следует так же упомянуть о железнодорожном варианте Pz III Ausf N. Один из танков был переоборудован для движения по железнодорожной колее и смог разогнаться до 100 км/ч. Однако дальше прототипа дело не пошло.
На фото – Pz III Ausf N. На этом танке экраны установлены только на башне, хотя могли устанавливаться и на корпусе.
На фото – Pz III Ausf N. На этом танке экраны установлены только на башне, хотя могли устанавливаться и на корпусе.
Мой рассказ о Pz III был бы не полон без упоминания о «ныряющем танке» – Tauchpanzer III. Разработка этого танка началась в ходе подготовки операции «Морской лев» – вторжения в Англию. Эти танки могли опускаться на глубину 15 м и перемещаться по дну. Все отверстия герметизировались, экипаж имел в своем распоряжении дыхательные аппараты – и вперед. Вторжение в Англию не состоялось, но танки пригодились – они были первыми немецкими танками, форсировавшими Западный Буг 22 июня 1941 года.
На рисунке – схема «ныряния» танка.
На рисунке – схема «ныряния» танка.
Кроме линейных и «ныряющих» танков на базе «тройки» изготавливались командирские и огнеметные танки. Начнем с командирских – Panzerbefehlswagen III. По большому счету, от линейных (визуально) эти танки отличались только поручневой антенной над моторным отделением танка.
На фото – Panzerbefehlswagen III Аusf D1.
На фото – Panzerbefehlswagen III Аusf D1.
В 1943 году, после выпуска 6000 машин, изготовление Pz III было прекращено. Продолжался только выпуск САУ на его базе.
Сама по себе «тройка» была надежной, легкоуправляемой и хорошо освоенной экипажами машиной. В ходе своего боевого применения они зарекомендовали себя как грозный противник танков антигитлеровской коалиции, но… Сгубило «тройку» то, что это был достаточно узкоспециализированной машиной – танком-истребителем. А «истреблять» с каждым годом становилось все сложнее и сложнее – Т-34 и «Шерман» имели более мощные орудия при схожей подвижности, «Крусейдер» как минимум не уступал в подвижности, а более тяжелые машины поражались 50 мм пушкой с трудом. Опыт войны показал, что перспективнее иметь танки-«универсалы», способные как эффективно бороться с танками противника, так и отбиваться от пехоты. Таким были Т-34 и «Шерман», таким стал Pz IV, а «тройка»… «Тройка» сошла со сцены, продержавшись чуть дольше своих одногодков – Т-26 и БТ, LT-35 и LT-38.
Сама по себе «тройка» была надежной, легкоуправляемой и хорошо освоенной экипажами машиной. В ходе своего боевого применения они зарекомендовали себя как грозный противник танков антигитлеровской коалиции, но… Сгубило «тройку» то, что это был достаточно узкоспециализированной машиной – танком-истребителем. А «истреблять» с каждым годом становилось все сложнее и сложнее – Т-34 и «Шерман» имели более мощные орудия при схожей подвижности, «Крусейдер» как минимум не уступал в подвижности, а более тяжелые машины поражались 50 мм пушкой с трудом. Опыт войны показал, что перспективнее иметь танки-«универсалы», способные как эффективно бороться с танками противника, так и отбиваться от пехоты. Таким были Т-34 и «Шерман», таким стал Pz IV, а «тройка»… «Тройка» сошла со сцены, продержавшись чуть дольше своих одногодков – Т-26 и БТ, LT-35 и LT-38.
Комментариев нет:
Отправить комментарий