«Geschütze feuerbereit!» гремело на полях сражений Второй
Мировой. «Хетцеры», «Мардеры», «Носороги», «Сверчки» и прочий зверинец широко
применялся гитлеровцами на всех фронтах, особенно на Восточном. САУ играли
важную роль в танковых и моторизованных дивизиях Вермахта, сокрушивших Европу и
ринувшихся на просторы СССР. Какими были эти машины? Об этом мы и будем
беседовать.
Сегодня мы продолжим наш разговор о машинах на шасси Pz III,
а так же об их аналогах в странах Оси и у стран антигитлеровской коалиции.
После выполнения личного приказа фюрера в конце сентября
1941 об увеличении мощности танковых и самоходных орудий, StuG III с 1942 года
стали все больше и больше концентрироваться на противотанковых задачах. Кроме
этого, мощь 75мм снаряда во второй половине 1941 года оказалась недостаточной
для борьбы с полевыми укреплениями и скоплениями живой силы противника. Следует
отметить, что даже более мощные пушки, например, советская 85мм Д-5С и немецкая
88мм PaK43 и KwK36, появившиеся позднее, то же плохо «работали» даже по деревоземляным
укреплениям и по скоплениям живой силы.
В итоге, немецкая пехота оказалась без эффективного средства
огневой поддержки. Нужна была новая самоходка, с более мощным орудием и срочно.
Поэтому Heereswaffenamt в поисках
решения, заключило контракт с фирмой Alkett договор о разработке новой машины,
вооруженной более мощным, чем 75мм, орудием. Собственно идея о перевооружении
StuG III гаубицей leFH 18/40 калибра 105мм возникла в начале 1941 года, проект
Alkett был готов уже к концу того же года, но в силу многочисленных проволочек
и споров сборка первого прототипа была завершена только в марте 1942 года.
Серийное же производство новой машины началось только через год, после
изготовления 12 прототипов. Первые 5 прототипов собрали на базе StuG III Ausf F
и, чуть позже, еще 4 на базе более новых самоходок StuG III Ausf F/8.
Собственно в серию в 1943 году новая машина пошла на базе StuG III Ausf G.
На фото – базовое орудие для новой машины – легкая полевая
гаубица leFH 18/40. Парк Свободы, Оверлоорн, Нидерланды
Полученную машину назвали 10,5cm SturmHaubitze 42
(SdKfz142), или StuH 42 – 10,5см «штурмовая гаубица» образца 1942 года.
Собственно переделки StuG`а под гаубицу были невелики – слегка была доработана
маска пушки под орудие большего калибра и перекомпоновано боевое отделение для
размещения 105мм снарядов. Все остальное, по сравнению со StuG`ом, оставалось
неизменным. А вот leFH 18/40, с длиной ствола 28 калибров, переделали более
серьезно – были изменены противооткатные устройства и дульный тормоз, изменен
затвор орудия.
Штатно StuH 42 комплектовались те же батареи штурмовых
орудий, что и StuG III (4 машины или один взвод на батарею).
На фото – САУ StuH 42 (SdKfz 142/2) раннего выпуска (вверху)
и позднего выпусков (внизу). Обратите внимание – ранняя маска пушки сварная, а
поздняя – литая, типа Saukopfblende («свиное рыло»)
Кстати, на САУ поздних выпусков дульный тормоз демонтировали
– поднимаемое при выстреле облако дыма, пыли и т.п. сильно демаскровало машину.
На фото – StuH 42. На машине демонтирован дульный
тормоз
На фото – StuH 42 в музеях (сверху – вниз): в музее
Зинхайма, Кубинка, Сомюра (на последнем неправильно установлен дульный тормоз)
Применялись же немцами штурмовые гаубицы очень широко – они
успели отметиться на всех фронтах вплоть до конца войны.
Сравнивать эти САУ с аналогами довольно просто – практически
все страны-производители бронетехники во время Второй Мировой Войны создавали
подобные машины. Только Великобритания и США предпочитали строить вместо
штурмовых самоходок с гаубичным вооружением танки, вооруженные гаубицами.
Кстати, такой выбор артсистемы для САУ неслучаен – во-первых, после Первой
Мировой большинство армий мира были насыщены гаубицами калибром 105 – 122мм,
во-вторых, гаубицы имеют более короткий ствол, чем пушки. Длина ствола особенно
важна для машин с передним/центральным расположением боевого отделения –
длинный ствол сильно затруднял маневрирование на местности, в городах и в лесу,
а так же при транспортировке.
Начнем с аналогов StuH у стран Оси.
Венгры, основываясь на немецком опыте, строили штурмовую САУ
40/43M Zrinyi (Zrinyi II/Zrinyi 105). Базой для машины стал венгерский средний
танк 40M Turán II. На ней устанавливалась 105мм гаубица 40\43.М L20 фирмы MAVAG. Толщина брони – до
75мм, скорость – 40 км/ч.
На фото – танк 40M Turán II (вверху) и САУ Zrinyi 105
(внизу)
На фото – Carro Armato M15/42 (вверху) и Semovente da 105/25 «Bassotto» (внизу)
В Финляндии пошли своим путем – поскольку финны особо воевать
не стремились и имели довольно скромную промышленную базу для производства
танков, им пришлось перевооружать более тяжелыми орудиями трофейные советские
танки БТ-7. На имевшиеся машины была установлена новая башня с 4,5 дюймовой
(114мм) английской гаубицей Mk II. Полученный результат получил обозначение
ВТ-42. Позже финны получили несколько немецких StuG 40.
На фото – последний сохранившийся ВТ-42 в танковом музее г.
Парола
Строили гаубичные САУ и японцы. Однако, их САУ «Хо-Ро» и «Хо-Ни»
на базе среднего танка «Чи-Ха» ближе по компоновке к немецким «Marder» или американскому «Priest».
Выпускался танк «Чи-Ха» со 122мм пушкой, но дальше постройки нескольких
прототипов дело не пошло – война закончилась.
На фото (сверху – вниз) – танки «Шинохото Чи-Ха» с 47мм
противотанковой пушкой, «Чи-Ха» со 122мм пушкой (выпускался по заказу морской
пехоты Японии) и 150мм САУ «Хо-Ро»
С другой стороны фронта картина выглядела несколько
по-иному. Королевский бронетанковый корпус не располагал серийными самоходными
орудиями – основная ставка делалась на танки и буксируемую артиллерию. Но
эффективность немецких StuG III заставила спешно разрабатывать уже в ходе войны
САУ «Bishop» или, если официально, Ordnance QF 25-pdr on Carrier
Valentine 25-pdr Mk 1. Машина изначально задумывалась как временная мера. За
основу этой САУ было взято шасси неплохо зарекомендовавшего себя танка «Valentine»
II, на котором смонтировали высокую неподвижную рубку. В качестве вооружения
была использована пушка-гаубица Ordnance QF 25 pounder (Royal Ordnance Quick
Firing 25-pounder, или 25-фунтовка), калибром 87,6мм. После заключения с
американцами договора о поставках M7 «Priest» заказ на производство этой машины
был отменен. Тем не менее, «Епископы» («bishop» – «епископ», а «priest» – «священник»,
кстати, «sexton» – «пономарь») активно воевали в Африке, вплоть до разгрома
Африканского корпуса, а затем успели побывать и на Сицилии.
На фото – танк «Valentine» II, приспособленный к пустныне
(вверху) и САУ «Bishop» (внизу)
Попытки создать САУ, вооруженную более мощным орудием, на
другом шасси, в частности на шасси танка Mk VIII «Harry Hopkins», успеха не
имели – до конца войны англичане успели сделать только четыре прототипа, из
которых только последний был вооружен 3,75-дюймовой (95мм) гаубицей. Эта САУ
была названа «Alecto» или «Harry Hopkins» Mk ICS, А25Е2
На фото – танк Mk VIII «Harry Hopkins» (вверху) и «Alecto»
Mk IV с 95мм гаубицей (внизу)
За неимением САУ, аналогичных немецким StuG III и StuН 42,
англичане строили танки CS – «close support»
(«ближней поддержки»). Это были обычные танки, вооружавшиеся до конца 1942 года
гаубицами калибра 3” Howitzer OQF MkI
и MkIа, калибром 76мм,
(пехотные танки) или 3,7-дюймовой гаубицей, калибром 94мм, (крейсерские). Должен отметить, что в СССР до войны пошли по
этому пути – вооружать часть танков более мощными орудиями. Эти машины
назывались «арттанки» и несли литеру «а» после названия танка, например –
БТ-7А.
В конце 1942 года англичане решили вооружить все танки CS
одинаковыми пушками – ими стали Tank Howitzer Ordnance Quick Firing Mk I, калибром 95мм (строго
говоря, калибр был 94мм, но лишний миллиметр добавили, что бы избегать путаницы
между старым и новым орудиями).
На фото (сверху – вниз) – пехотный танк «Matilda» IICS с 76мм гаубицей, крейсерский
танк Mk ICS с 94мм гаубицей, крейсерский танк «Centaur» IV с 95мм гаубицей (градусная шкала на
башне облегчала стрельбу с десантных судов во время высадки в Нормандии)
Танковые войска дяди Сэма пошли по английскому пути –
устанавливая гаубицы в башни линейных танков. Так, в 1941 году, танки M4
Sherman получили 105мм гаубицу в стандартной башне и назывались M4 (105) с
указанием модификации. Гаубица ставилась только на машины HVSS и М4А3
На фото – танк М4А3(105) в Бельгии, 1944 год (вверху) и
М4(105) HVSS (внизу)
На фото – танк М5 Stuart (вверху) и САУ М8 (внизу)
В Советском Союзе, после довоенного увлечения «арттанками»,
был избран немецкий путь развития – постройки специализированных САУ на шасси
танков. Практически все советские арттанки были уничтожены в начале войны и к
серийной постройке подобных машин позже не возвращались.
На фото – модель БТ-7А 1935 года (вверху) и КВ-2 (внизу).
Последний, хоть и не назывался «арттанком», но по сути таковым являлся.
С началом войны выяснилось, что армии катастрофически не
хватает мобильной артиллерии, особенно средних и крупных калибров – 76,2мм и
122мм. При этом 76,2мм пушки были в огромном дефиците, особенно полковые и
танковые. 122мм гаубиц М-30 хватало, но они были малоподвижны. Поэтому
проектирование советских САУ велось «с прицелом» на эту артсистему. Первой
появилась «незапланированная» машина – СГ-122 на шасси StuG III Ausf С. Дело в
том, что к 1942 году у СССР скопилось несколько сот немецких Pz III и StuG III,
причем у большинства трофейных машин было повреждено оружие – наставления
рекомендовали вести огонь по приборам наблюдения и стволам орудий. Поэтому было
решено установить на трофейное шасси 122мм гаубицу М-30. Результат оказался
довольно удачным, но таких машин было выпущено немного – речь идет о десятках
машин максимум. В конце 1942 – начале 1943 года на вооружение советской армии
стала поступать новая САУ СУ-122 на шасси танка Т-34. За основу был взят проект
Уралмашзавода У-35. Что интересно – базовый проект, У-34, планировали вооружить
76,2мм пушкой! Ничего не напоминает? Но я уклонился от темы.
На фото (сверху – вниз) – штурмовая самоходная гаубица
СГ-122 (Артштурм), или сокращенно СГ-122(А) и СУ-122
Сравнивать все эти машины между собой и просто и сложно
одновременно. Мощность их орудий примерно одинакова, но английские орудия чуть
слабее по фугасному действию снаряда, а на первом месте – советские и японские
машины. Есть небольшая разница в скорострельности – американские и английские
машины стреляли быстрее ввиду унитарного выстрела. По бронезащите на первом
месте стоят немцы, они же лидируют в обзорности из машины и количестве
произведенных САУ (танки Великобритании и США я не учитываю). Советская же
СУ-122 производилась относительно недолго и была сменена на более универсальную
СУ-85, но это уже совсем другая история.
Говоря о штурмовых машинах на базе Pz III нужно упомянуть и
разработку Фердинанда Порше, предложившему установить 150мм пехотное орудие sIG33 на
шасси среднего танка в конце 1941 года. Успешное применение САУ на шасси танков
Pz I и Pz II, вооруженных такой пушкой, а так же стремление военных расширить
номенклатуру самоходок, казалось бы, давали зеленую улицу новому проекту. Но…
Порше не любили. И «схватка бульдогов под ковром» привела к поражению Порше и
потере времени. Вопрос завис в воздухе и только личное приказание Гитлера в
сентябре 1942 о необходимости постройки хорошо защищенной САУ большой мощности
сдвинули дело с мертвой точки.
Тем не менее, заказ получила не фирма любимца фюрера, а
фирма Alkett, которая несмотря на указание фюрера о постройке 12 или, самое
меньшее, 6 машин в 14 дней, смогла построить заказанные 12 САУ только к концу
октября 1942 года, которые были отправлены под Сталинград.
Прототип новой САУ, названной Sturminfanteriegeschütz 33B,
построили на шасси StuG III Ausf Е. (Кстати, встречаются еще такие названия
новой машины: StuIG33 Ausf.B, StuIG33, «Sturmpanzer» III). Остальные САУ стоили
на шасси StuG III Ausf.F/8.
Новыми САУ комплектовались 177-й батальон штурмовых орудий и
17-й батальон легких штурмовых орудий (17 Sturm Infanteriegeschutze Lehr
Batallion), воевавшие в Сталинграде, несколько машины попали в 22-ю танковую дивизию,
затем эти машины передали 9-й роте 201-го полка 23-й танковой дивизии. Несмотря
на довольно удачное применение, карьера StuIG33 продолжалась недолго –
последняя из выпущенных 24 самоходок была потеряна в конце 1943 (по другим
данным – в 1944) году.
Любопытная деталь – в DAK (немецком Африканском Корпусе)
тоже были 150мм САУ на шасси Pz III, хотя никто их туда не поставлял. Здесь в
дело пошла «окопная хитрость» – на поврежденных Pz III демонтировали башню, на
место которой приваривали П-образную рубку для 150мм орудия.
На фото – последняя сохранившаяся StuIG33 в Кубинке
Аналогами этой машины, помимо упоминавшихся здесь английских
танков CS и американских М4 (105), можно назвать Sturmpanzer IV Brummbar, на
шасси Pz IV с аналогичным вооружением из 150мм пушки и проекты танков Т-34-122
с 122мм гаубицей (правда последние не вышли за стадию чертежей).
На фото – Sturmpanzer IV Brummbar
На рисунке – проект Т-34-122
Завершает же мой рассказ о САУ на базе Pz III огнеметная
самоходка StuG III(Fl). Эта машина представляла собой StuG III, в котором
орудие было заменено на 14мм огнемет, заключенный в металлическую трубу-кожух.
Есть только одна фотография, подтверждающая существование этой машины.
На фото – StuG III(Fl)
В качестве постскриптума несколько видео…
На видео – ранний StuH 42
На видео – ранний StuH 42, но с установленными экранами.
Видеоподборка фотографий, рисунков и моделей Semovente da
105/25 «Bassotto»
На видео – 3D модель 40/43M Zrinyi
На видео – сравнительный тест-драйв танков «Centaur» IV и M4
Sherman (вверху) и видеоподборка фото и моделей танков «Centaur» IV (внизу)
Комментариев нет:
Отправить комментарий